(
Отрывок из неопубликованной повести В.Лукконена « Билет в одну сторону»)
Серега возвращался домой под утро.
«Странно, чёй это я не напился? – размышлял он, шагая вдоль по проспекту
ещё не проснувшегося города. – Пил как все и водка была отменная…»
Гулял он на дне рождения у Савелия, признанного скульптора, писателя,
словоблуда и известного скандалиста. Не смотря на необузданный характер и
наличие справки из психдиспанцера, у Савелия всегда собирались какие-то люди, а
сегодня его мастерская была буквально забита разношёрстной публикой. Писатели,
художники, поэты, актеры местных театров – словом: люди, которым диагноз
«шизофрения» не портил аппетит, они сами в той или иной степени страдали этим
заболеванием. Сама болезнь трактуется медиками, как отклонение от общепринятой
нормы, а творческие люди, как известно «не от мира сего», и, стало быть, следуя диагнозу медиков –
больные, имеющие очень серьёзные отклонения от нормы. Ну, разве может
нормальный человек нарисовать «Монну Лизу», глядя в зеркало на собственное
отражение. Даже не на все лицо, а только на его половину. Конечно, нет.
Савелий – не Леонардо, свои лавры зарабатывал много проще. Выходя как-то
из здания министерства культуры, ответил на вопрос вахтера: «А что вы здесь
делали?». «Посрать заходил. Что ещё в вашем министерстве можно делать?» Или в открытом письме, разосланном во всевозможные
инстанции, обозвал действующего министра культуры «обкомовской шлюхой».
Вероятно, за его глухую неприязнь к чиновникам от культуры его и ценили
деятели той самой культуры, которые в силу отсутствия справки от психиатра не
осмеливались поднять свой голос на зажравшихся чинуш. Савелию всё сходило с
рук.
Торжество удалось.
Последним взял слово Тимо Салло, актёр национального театра:
- Уважаю тебя, Савелий, как драматурга!
«Любопытно, когда это Савелий стал пьесы писать?» - подивился Серега.
Хотя, наплевать. Тимо уже никто не слушал и никто бы не возражал, если бы
Савелий вдруг сделался поэтом.
- Я хочу сыграть роль. Большую роль. – актера опасно водило из стороны в
сторону. – Даешь, Савва, Гамлета!!!
Многие посмотрели на Тимо. Все знали: кого он обычно играл в театре. Как
правило, это были отрицательные, эпизодические персонажи, вроде фашистов.
Большая голова с жесткими, как вырубленными в камне, чертами лица,
гориллообразная фигура при росте почти в два метра не предполагали иного, даже
чисто, гепотетически.
Тимо выпил, но сесть на свое место у него уже не получилось. Сиденье из
просто доски, поставленной на чураки, было слишком низким для такого высокого
дядьки. Он согнулся, не найдя вовремя опору взмахнул руками. Голова и торс
перевесили остальное тело, увлекая
хозяина вперед. Тимо рухнул поперек стола и замер.
- Все! Погасла рампа – несите свечи, - изрек Абрамян, карельский поэт и
журналист, и попытался стащить Тимо со стола.
- Колян! Не рви ты жопу! – подоспел на выручку виновник торжества. –
Разве ж одному здесь справиться? Эй! Помогите-ка. – Савелий обвел встревоженным
взглядом близсидящих. – Вон туда его, на рогожку.
Актера перетащили волоком и уложили прямо на пол неподалеку от стола.
Тимо даже не пошевелился.
- Надо же. Как его скосило!? – резюмировал Гурвин, художник, отошедший
от дел. Сам же, при этом, едва держался на ногах.
- Можешь рядом прилечь! – крикнула Эльвира, гражданская жена художника,
сидящая в плотном окружении двух мужиков. – Домой все-равно не дойдешь. Да и
нахрена ты там нужен, воощще…
Любопытная парочка - Гурвин и Эльвира.
Гурвин, некогда видный мужик, художник с амбициями, чернявый и
бородатый, обольститель дамских сердец не нашел себя в изящных искусствах,
потихоньку съехал до салонных церквушек, так и не создав ничего путного в
серьезной живописи. Жил с Эльвирой примаком, по большому счету, на ее заработки
и мало-помалу спивался. Его пожитки, как «тревожный чемодан» военного всегда
были в готовности сопроводить хозяина в неизвестность.
Эльвира – научный сотрудник и симпатичная женщина. Для своего возраста, выглядевшая весьма
привлекательно и умевшая поддержать любую беседу, чем часто пользовалась в
обществе знакомых и малознакомых мужчин, интригуя их и возбуждая интерес к
своей персоне. Они жили с Гурвиным в центре города в небольшой двухкомнатной
квартире в третьем этаже над популярной в определенных кругах забегаловкой.
Жили давно и она терпела все его терзания и мучительные творческие поиски,
которые часто, особенно в последнее время, заканчивались двумя этажами ниже в
компании таких же неудачников. Может быть, она его все еще любила? Но от
настойчивых ухаживаний других мужчин не отказывалась, даже в присутствии
собственного сожителя. В такие моменты Гурвин сидел на кухне, как на заклании,
с потухшим взглядом. Мимика его лица выражала полное отрешение от мира.
Эльвира наслаждалась свободой незамужней женщины, имея в запасе, хоть и
плохонького, но своего мужика на «паперти». Вероятно, гражданский брак, как и
гостевой, воскресный или брак выходного дня, ни что иное, как изобретение
самодостаточных и фривольных дам. Не все же мужикам блядовать. При таких
взаимоотношениях ничто и никого не держит и ни к чему не обязывает. Не нравится
– разбежались и все дела. Французы со шведами отдыхают.
К концу мероприятия, уже под утро, к Тимо
Салло присоединилось еще несколько человек: журналист Витя Силов,
специализирующийся на написании никрологов. Обычно он пьянствовал на поминках,
где его щедро угощали, видимо, в знак особой благодарности за теплые слова,
сказанные Витей через газету в адрес усопшего ( как же его занесло на день
рождения?); Ольга Сааринен, писательница
и домработница; Вова Сорокин – гробокопатель, но не «черный», а вполне даже
официальный; Дерюгин Вася – сказочник.
Эльвира привносила некий шарм в общее лежбище отдыхающих гостей своим
присутствием среди них. Над ней стоял Гурвин.
- Все! Заканчиваем!! – возопил Савелий, переодетый в домашний халат, и в
тапочках на босую ногу. – Кто лежит, пусть лежит до утра. Кто на ногах – вон! Я
ложусь спать.
- Савва! – взмолился Гурвин. – Мне бы Эльвиру как-нибудь забрать домой…
- Так, забирай. Мне она не нужна, - но посмотрев на Гурвина и поняв, что
ему Эльвиру не поднять, и что Гурвин сам нуждается в посторонней помощи,
смягчился. – Вон, Серегу попроси. Он здесь самый трезвый.
Серега огляделся и, убедившись, что так оно и есть, приступил к
решительным действиям:
- Ты давай ее под мышки ухвати, а я – за ноги.
Кое-как Гурвин обхватил свою дорогую половину и очень неуверенно
направился к крутой лестнице, ведущей наверх к выходу. Нет! Эту лестницу ему не
преодолеть. Каждая ступенька давалась ему с великим трудом и грозила быть
последней в судьбе драгоценной ноши. Существовала реальная опасность, что
пьяный Гурвин, в конце-концов, выронит Эльвиру, и чем выше он поднимался, тем
опаснее становилось это восхождение. Серега не выдержал:
- Положи ее. Да, отойди ты! Я один справлюсь.
У подъезда уже стояло такси. Савелий подсуетился и даже сунул Гурвину
денег на проезд. Таксист, увидев, что из подъезда выносят тело, возмутился:
- Ну и что я с ней делать буду? Довезу, а дальше?
Серега открыл заднюю дверцу, аккуратно положил на сиденье пассажирку:
- Дальше? Она не одна. С ней попутчик.
Но Гурвин не произвел впечатления на водителя. Тот никак не мог влезть в
машину.
- Довезешь до места, а там выползут как-нибудь, - успокоил таксиста
Серега, помогая Гурвину правильно сесть.
- Серега, ты его там пристегни покрепче, чтоб не выпал по дороге, -
позубоскалил напоследок Савелий и захлопнул дверь подъезда.
Григорий Борисович Салтуп (1952 -2013г.г.)
Родился
в Петрозаводске в 1952 г. Окончил ФТИИ ин. Им. И.Е. Репина и ВЛК ин. Им. А.М.
Горького. Прозаик, скульптор, искусствовед.
Член
«Карельского союза писателей», член «Товарищества детских и юношеских писателей
России», автор 6 книг прозы. Пишет прозу и печатается с 1969 г.
Художник-монументалист,
член «Союза дизайнеров Карелии», автор памятника «Расстрел с
ангелом-хранителем» на мемориальном кладбище жертв политических репрессий
«Сандармох» под Медвежьегорском (1998 г)
|