Возрождение жанра Экслибрис /лат. Ex libris – из книг (принадлежащих кому-то)/ - книжный знак (художественно исполненный ярлычок, виньетка с именем владельца книги), наклеиваемый на внутренней стороне переплета, обложки. (Словарь иностранных слов) Предмет для коллекции Сегодня в 12 часов в зале творческого салона «Лигея» состоится открытие совместной выставки «Экслибрис Финляндии и Республики Карелия». Ее организаторами выступили Ассоциация «Экслибрис Финляндии», Министерство культуры РК и Карельская государственная филармония. Инициатива родилась в Суоми в сентябре прошлого года на традиционном семинаре экслибрисистов в Хельсинки. Выставка сформирована из работ финских и карельских мастеров, но если наши художники выставляют в основном все, что у них есть созданного в этом жанре, то финская часть экспозиции посвящена двум конкретным темам: старинному финскому экслибрису и «Калевале». Когда-то в нашей стране этому жанру графики уделяли достаточно внимания. Я помню, что в свое время в каждом номере газеты «Книжное обозрение» публиковались экслибрисы известных всему народу людей: спортсменов, писателей, артистов и т.д. Каково ныне положение дел, не знаю, но, каким бы оно ни было, до «сопредельного княжества» нам далеко. Особенно Карелии, где создание книжных знаков носило эпизодический характер и более зависило от энтузиазма заказчиков и исполнителей, нежели от какой-то там тенденции развития. В Финляндии экслибрис наряду с теми же почтовыми марками давно стал предметом коллекционирования, а следовательно, существует большой спрос на постоянную профессиональную работу в этой малой форме графики, что привлекает внимание новых клиентов и делает жанр престижным. Например, в составе финской делегации в Петрозаводск приехал Хейкки Кильяндер, коллекция которого насчитывает 15 тысяч работ со всего мира. Классический вариант - российский За день до открытия я встретился с художником Владимиром Лукконеном, который занимался организацией выставки. -Кто конкретно участвует в выставке с обеих сторон? -От нас – пятнадцать человек. Это Мюд Мечев – известнейший художник, правда, московский. Тамара Юфа, Борис Акбулатов, Ольга Юнтунен, Олег Чумак, Николай Трухин, то есть люди, которые занимались и раньше экслибрисом, а также Владимир и Виктория Зорины и другие. Кто с финской стороны – пока сложно сказать, потому что они еще не подъехали. -Вы давно работаете в этом жанре? -Всего год. Раньше как-то не интересовался, а потом увлекся. - Увлеклись всерьез? - Всерьез. Это интересное занятие. Для художника, что немаловажно, это еще и хлеб. - Дорогое удовольствие? - Мне трудно что-то сказать о стоимости подобной работы в Карелии и России, а в Финляндии есть определенные цены. Художник без имени, без творческого лица, выполняющий коллекционный экслибрис, «стоит» тысячу марок. - Кому делали экслибрисы за этот год? -В основном финнам. - Были среди заказчиков люди известные? - То же Хейкки Кильяндер. Или Йорма Коскинен, издатель, который данный проект осуществляет с финской стороны. - Как изготавливается экслибрис? - У нас в России бытует классическая форма экслибриса – эстамп (оттиск, отпечаток с гравюры.-А.В.). Это может быть ксилография, линогравюра, офорт, с недавних пор используется шелкография. А в Финляндии полиграфический уровень очень высок, поэтому там используют в основном типографский оттиск. То есть художник делает оригинал в любой технике, а коллекционер уже заказывает оттиски в типографии. Поэтому финнам очень интересен наш экслибрис, поскольку эстамп – самая настоящая форма экслибриса. - Значит, в какой форме заказчик получит свой экслибрис, зависит от его финансовых возможностей? - Если у него достаточно денег, он может заказать в типографии. Другой вариант – обратиться к художнику. Но художник может сделать только небольшой тираж, 50-100 экземпляров. - Чтобы наклеивать на книги? - Нет. Не знаю, как у нас, но в Финляндии экслибрисы рассматриваются в основном как коллекционные произведения искусства. Там совсем неважно иметь один свой экслибрис, а важно иметь много разных. И погоня идет за именами. Чем громче имя художника, тем ценнее и престижнее для коллекционера. - То есть человек коллекционирует свои экслибрисы? - Не только свои. Вообще это сложное дело, с развернутой классификацией по темам, по художникам, по странам. Существуют люди, обладающие огромными коллекциями. - При работе над экслибрисом требование зеркальности не мешает художнику? - По сути, если делать сразу на доске, то надо в зеркальном изображении вырезать штихелем или резцом, чтобы потом клише сработало нормально. Поэтому обычно сначала выполняется эскиз, который потом в зеркальном изображении переводится на доску. - Специфика жанра еще и в том, что надо обязательно передать характер человека, сферу его интересов. - Это должно быть в экслибрисе непременно. Но не обязательно передавать какими-то специфическими атрибутами, деталями. Можно характер выразить с помощью каких-то иных выразительных средств, но это уже зависит от художника, от его таланта и мастерства. - А что может дать эта выставка развитию жанра в Петрозаводске? - Вообще-то что такое экслибрис, у нас, наверное, уже забыли. Потому что лет десять, а может и больше, подобных выставок не было. К тому же книга как-то уходит на второй план из-за компьютеров. Думаю, посмотрят художники, особенно молодые, экспозицию и кто-нибудь заинтересуется этим. Тем более что в 2000 году в Хельсинки состоится международная выставка экслибриса, посвященная «Калевале». А для нас это достаточно близкая тема. Таким образом, тот, кто решит попробовать свои силы в этом жанре графики, уже на следующий год сможет принять участие в серьезном международном проекте. Александр Воронин «Репортер» 13 августа 1999 года
Есть! В Вологде создано Национальное Общество любителей экслибрисов России. В Карелии существует региональное представительство этой организации. Первым шагом НОЭЛ является участие во всемирном конгрессе экслибриса в Турции и принятие его в FISAE ( международная организация экслибрисистов)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]