В культуре Карелии был художник, которого можно назвать первым, кто занимался рисованными историями или комиксами еще в 1920-е годы. Правда, жил он тогда в Санкт-Петербурге, где и родился в 1906 году. В Петрозаводске же он оказался в 1933 году после отсидки на Соловках и работе на Беломорканале. Но, всё по порядку. Двадцатидвухлетнего студента института гражданских строителей, члена неформального кружка «Космическая Академия наук» арестовали вместе с его друзьями (среди них был и будущий академик Д.С.Лихачёв), обвинив бог весть в чём, в том числе в связи с … Папой римским. Раков с детства рисовал шаржи на друзей, дарил открытки собственного изготовления, придумывал истории в картинках. Умение рисовать и навыки инженера-строителя помогли ему выжить в гулаге. После освобождения, уже женатый и, обременённый детьми, он поселился в Петрозаводске, где и умер в 1969 году. На хлеб Раков зарабатывал профессией инженера-строителя и преподавателя, а по вечерам и в выходные дни, рисовал. К настоящему времени удалось найти и скопировать в электронном виде более 500 рисунков, выполненных карандашом, тушью, акварельными красками. Это наброски, шаржи, открытки, книжные и журнальные иллюстрации, альбомы, включающие от пяти до ста листов. Обладая чувством юмора, глубоким образованием, хорошей памятью и литературным даром, Владимир Тихонович создал свой необычный воображаемый мир и населил его героями в лице своих близких, друзей и коллег по работе. В послевоенном Петрозаводске эти люди были хорошо известны. Это архитекторы: К.Гутин, Н.Куспак, супруги Корневы, деятели культуры: О.Граф, Ц.Кофьян, С.Арутюнов, И.Мальцева и другие. Сами названия рисованных альбомов могут сказать о многом: «Веронцы», «Чародейка», «Бурсаки», «Дуэль», «Несчастливые мореходцы» и др. В них воспевалась мужская дружба и гусарское отношение к женщине, страсть к путешествиям и авантюрам.
Главным героем альбома становился тот человек, которому альбом дарился.
Увы, творчество Владимира Тихоновича Ракова, камерное и интимное, по ряду причин, в свое время не заинтересовало искусствоведов (он не был членом союза художников), ограниченных идеологическими рамками, хотя время показало, что он на голову выше своих современников и вполне достоин всероссийского признания. Его альбомы – это историко-художественные документы эпохи, доказывающие, что в эпоху несвободы, творческий человек, даже прошедший гулаг, мог быть духовно свободен. Открытие его, как художника еще предстоит.
Дмитрий Москин Заслуженный работник культуры республики Карелия
|