.
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Сентябрь » 24 » Беседа с карельским книжным графиком Владимиром Лукконеном. Запись Максима Ефимова. 4 августа 2010г. Петрозаводск.
Беседа с карельским книжным графиком Владимиром Лукконеном. Запись Максима Ефимова. 4 августа 2010г. Петрозаводск.
02:31

- Дядя Вова, как живётся художнику в Карелии? С какими основными проблемами он сталкивается?

- Говорить обо всех художниках я не берусь. Каждый из них живет по-своему. Но трудно всем. Основная причина для всех: обыватель неграмотен в вопросах искусства; государство отвернулось от решения этих проблем и, главное, от поддержки художника заказами. Художник, что называется, оказался в свободном полете. Именитые мастера не могут продать свои работы через салоны - уровень потребителя не тот. Уходит "салонная живопись" и всякие новоделы вроде постеров, но это вовсе не искусство. Это интерьерные пятна и "красная цена" им пять копеек. Художник профи живет альтруизмом, значит, плохо живет. Если говорить о книгах, то есть о моей профессии, то здесь вообще возведен забор из книг мегаполисных издательств. Региональной литературе (в частности детской) нет места на прилавках карельских магазинов. Это значит; и художник книги, и писатель остались без работы. Подобную проблему можно решить только на правительственном уровне, так как детская литература всегда была дотационной и не только у нас. Вся мировая детская книга живет на дотациях. Есть смысл вкладываться, если заботиться о своем будущем, а не порождать все "новых и новых русских". Дети должны читать не только Успенского, но и своих местных авторов, познавая тем самым свою родину. В конце-концов, ни это ли есть воспитание патриотизмом. Когда умер Владимир Михайлович Данилов, известный детский писатель, чьим именем названа одна из детских библиотек г. Петрозаводска, мы шли с Тамарой Григорьевной Юфа на Вольную, чтобы проститься с ним. У нас не было денег на цветы, по поводу чего сокрушалась Т.Г..
-Дожили! Такому человеку даже цветов на могилу не можем позволить себе купить. Стыдно!!!
Стыдно должно быть не нам.
Тамара Григорьевна всю свою жизнь, все свое творчество посвятила нашим детям и нашей культуре. Она остается художником, не смотря ни на что.
Интересно, если у чиновника или депутата отнять хлеб, кем он будет? Куда пойдет? В криминал или в торговлю? Одно понятно: просто так он не будет радеть за народ, как делают это многие художники Карелии.
 
- Дядя Вова, мне кажется, что лубочное творчества Владимира Фомина и твоя детская книжная графика очень близки по духу. Ваши картины производят одинаково позитивное впечатление, радуют и погружают в прекрасный мир детства. Только В.Фомин относительно благополучный, продаваемый художник, а ты не столь удачлив в коммерческих делах. Чем это можно объяснить?

- Однажды, в Швеции, перед нами, художниками и писателями из России, выступал доктор искусствоведческих наук из Стокгольмского института детской книги. Он представил нам художницу и ее работу над книгой. Затем она сама выступила перед нами, рассказав о секретах мастерства. Лично я недоумевал. Перед нами выступал художник-любитель, который не имел ни малейшего представления о композиции рисунка, о перспективе, о конструкции книги. Я уж не говорю о пластической анатомии. Позже, анализируя работу симпозиума, в котором я участвовал, изучая скандинавское искусство детской книги по тамошним статьям и образцам книг, пришел к выводу: там нет плохих художников, там есть хорошие искусствоведы и промоуторы, которым не составляет труда пропиарить все, что угодно, лишь бы это приносило положительные результаты. По-русски это называется "вешать лапшу на уши".
Думаю, секрет коммерческого благополучия Фомина здесь и кроется, иначе как объяснить длинный список его персональных зарубежных выставок и отсутствие таковых в России. Карельские искусствоведы вообще не понимают "феномена" его творчества, в частности, "калевальского цикла". Нет образов, нет сюжетной линии, нет национальной подоплеки, ничего нет, кроме декоративного переплетения линий и цвета, составляющих ажурность полотен. Но автор очень плодотворен и неутомим, оказавшись в нужное время в нужном месте.
Мое же финансовое (и не только мое, а всех книжных графиков Карелии) неблагополучие я описал в своей статье "Можно ли реанимировать региональную детскую литературу Карелии?", размещенную на сайте "финноугория". Приведу лишь некоторые цитаты:

"Огромное количество печатных изданий для детей центральных издательств, наводнивших прилавки карельских книжных магазинов, нивелирует региональную литературу. По сути, уничтожает ее. Региональный издатель проигрывает мегаполисам в конкурентной борьбе не из-за своей непрофессиональности, а из-за малых тиражей, вызванных невозможностью выхода на большой рынок, а это неизбежно ведет к увеличению себестоимости издания.
Разрешением сложившейся ситуации видится гос.поддержка региональных изданий для детей, понижение себестоимости за счет минимизации накладных расходов и совокупности гонорара авторам с затратами на допечатную подготовку".

"Я пытался найти поддержку для издания журнала комиксов. Мне удалось издать только три номера, и я работал в полный минус. Создавая журнал, моей целью было стремление наладить диалог с читателем, то есть понять современного подростка, показать ему актуальные проблемы общества, приобщить к так называемому 9-му искусству, набирающему обороты в России. В этом меня поддержали художники из Н.Новгорода, Пензы и Москвы, что хоть в какой-то мере подтверждает мою позицию в отношении подобной подачи литературного материала юному читателю. На сегодняшний день это актуально, как никогда - поиск новых форм диалога с читателем."

«…властям не до детской литературы. Даже тем ее структурам, которые обязаны заниматься данным вопросом.
Можно ли говорить о реанимации карельской детской литературы?
В Карелии осталось три художника, способных профессионально работать в детской книге. Это факт. И этот факт печален. На одной презентации очень известный карельский поэт сказал такую фразу: "Сегодня поэт или художник стоит ниже статуса дворника" и это тоже факт. К сожалению. Сегодня стало невыгодно работать в книжной графике на региональном уровне. Детская книга Карелии рискует остаться без художников, а дети - без книги".
 
- Насколько для тебя важно так называемое общественное мнение? Часто ли ты пренебрегаешь условностями этого общества? Насколько ты свободен? Можешь привести примеры твоего поведения, идущего вразрез с одобряемым обществом образом жизни?

- Об общественном мнении нашего общества сложно судить. Это смотря кем оно формируется. Общественным мнением можно назвать: и мнение 2-3 бродяг у ларьков, и кучки рыночных торговцев, и депутатских социологов. У всех у них своя точка зрения, отличная от мнения других. В официальное общественное мнение, навязываемое нам, я не верю. Чтобы формировать его, надо хотя бы иметь достаточный авторитет среди сограждан, а его нет. Впрочем, как и не было среди подавляющего большинства опущенного и униженного народа. Всегда найдутся блюдолизы и подхалимы, которые через подконтрольную прессу будут петь дифирамбы властьимущим от имени народа. И я должен им верить? Или принимать это за общественное мнение? Нет. Потому я свободен от их условностей. Если бы это было не так, вряд ли я смог бы работать с Алексеем Мосуновым, который, как мне кажется, так же не разделял официальную точку зрения по этому поводу. Я свободно трактовал его тексты, пропуская через собственное видение и выдавал карикатуры, дополняющие его материалы видеорядом в течении 5 или 6 лет вплоть до самой его смерти. Мое мнение в данном случае шло в разрез официальному и противостояло ему. И я рад тому факту, что своим творчеством хоть в какой-то мере смог повлиять на процессы, происходящие в гражданском обществе. Подконтрольная официозу пресса не решается использовать жанр карикатуры, как средство политической борьбы. Оно и понятно - им бороться не за что и не с кем. Все схвачено. Общественное мнение они и так навяжут. Оппозиция слабеет день ото дня. Увы, их голос, что глас вопиющего в пустыне. Алексея Мосунова среди них нет.
А вообще, мне кажется, общественное мнение формируется людьми, далекими от политики. Людьми искусства, некогда, в начале 90-х, приведших к власти нынешних политиков. Помните баррикады в Москве? Кто на них был? Это Олег Басилашвили, это Ростропович, наш земляк вепсский поэт и журналист Коля Абрамов. Не читая стихов Дм. Вересова, равнодушно взирая на разбитый Крест Скорьби в Сандармохе Григория Салтупа, прощая гибель Пааво Воутилайнена можно ли говорить о нормальном гражданском обществе и его общественном мнении?
Покуда поэт голодный, а художник собирает пустую тару на пачку сигарет наше общественное мнение, известное нам как официальное, лицемерно, по крайней мере.
 
- Я читал, что Пааво Воутилайнен, находясь в командировке в посёлке Пяозерский Лоухского района, был забит до смерти группой пьяных подростков. Ты знаешь об их мотивах и подробностях этой трагедии?

-- Пааво никогда не конфликтовал с молодежью, во всяком случае, мне не известно ни одного факта. Он как-то уходил от агрессии и сам был не агрессивен, не смотря на шумное свое поведение.
Перед отъездом в командировку он работал у себя на даче в Машезеро. Занимался переводами, что-то писал. В окно ударилась птица - плохая примета.
 Вернувшись в город, он зашел к Роберту Коломайнену:
- Не случилось бы с кем чего плохого...
Он думал о других, не подозревая, что именно его ждет несчастье.
Его нашли раздетым и изувеченным. Что произошло в тот вечер, мало кто знает. Позже, когда по настоянию Роберта Коломайнена ( редактора журнала "Carelia"), поднявшего на крыло всех, кого можно, оперативной группой, выехавшей на место из Петрозаводска, было установлено; преступление совершили два пьяных юнца в присутствии двух девиц с целью ограбления. Жертву свою они раздели, вытрясли все: фотоаппарат - мыльницу, немного денег и спокойно пошли веселиться. Пока шло следствие, один из них ушел в армию. Там его и нашли. Другой и не помышлял скрываться - чувствовал что-ли свою безнаказанность или совсем отупел от паленой водки.
Конечно же, их осудили и их дальнейшая жизнь предопределена. Но они, как бы там ни было, тоже оказались жертвами происходящих в нашей стране реформ. Они родились в их процессе. Кто их родители? Скорее всего безработные, существующие на жалкие пособия, как и миллионы сельских граждан. Что они могут дать своим детям, которые подрастая видят вокруг себя сплошное разорение и упадок. Безисходность гонит их к какому-нибудь проныре за паленым спиртом или водкой, дабы закрыть глаза на все и вся и ни о чем не думать. И чтобы было у них пойло, они готовы на преступление, даже самое тяжкое. Это происходит повсеместно, только мы об этом не знаем.
Пааво Воутилайнен был заметной фигурой для нашей культуры и властям не удалось скрыть свое бессилие по защите его конституционного права на жизнь.
 Ван Гог, например, женился на проститутке Христине. И это была пощёчина обществу. А однажды Ван Гог вложил своё отрезанное ухо в конверт и передал его проститутке, которая предпочла ему Гогена. Как ты относишься к таким поступкам Ван Гога? Тебе такое не приходило в голову?

- Упаси Бог!
Ван Гог страдал приступами эпилептического психоза. В этом состоянии он мог сделать над собой все, что угодно. Наконец, это и привело его к гибели. Винцента Ван Гога воспитал отец-священник, он и сам какое-то время был проповедником среди шахтерской бедноты и не ему ли было знать, что самоубийство является тяжким грехом, за совершение которого нет прощения. Тем не менее, Ван Гог пустил себе пулю в грудь. Отрезанное ухо - это пустяк, следствие болезни. Любой здравомыслящий человек отнесется с состраданием к судьбе этого художника. Меня же поражает и восхищает не столько его искусство, сколько его самопожертвование и самоотречение ради этого искусства.
Для подобных вангоговских закидонов я не гожусь - у меня с головой все в порядке, ну а самоотречением мы все чуть-чуть страдаем
 
- Что значит для тебя понятие "богема"? Причисляешь ли ты себя к богеме?

- "Богема" - понятие неоднозначное, на мой взгляд. Оно может трактоваться разными людьми по-разному, в зависимости от их интеллектуального развития. Мое же мнение может быть весьма и весьма субъективным.
Люди, творческие люди, прежде всего, отрешенные от этого мира, определяющие ценности этого мира совершенно другими категориями, могут составлять "богему". Для них неважно: есть у них хлеб сегодня, будет ли он завтра. Важно другое - творческая мысль и творческий процесс. И. как правило, одиночество, тет-а-тет со своим творчеством. Что же касается, так называемых, "богемных тусовок", то здесь как у Высоцкого: "…не каждый в круг наш попадал". Здесь нет случайных людей. Все свои. И войти туда сложно. Писатели, поэты, художники, музыканты, журналисты, независимо от их принадлежности к тому или иному направлению в искусстве могут быть объединены в одном круге. Время от времени они собираются где-нибудь в мастерских художников (самое нейтральное место) просто для общения.
Есть еще обстоятельство, ограничивающее круг - это творческая аура, создаваемая художником годами и которая всегда присутствует в его мастерской. Посторонний человек волей-неволей влияет на нее негативно и художник препятствует появлению такового в своих «пенатах». Отсюда разные домыслы о людях "богемы", сплетни и слухи, не подтвержденные ничем. Чтобы понять и сделать объективные выводы, прежде всего, надо войти в этот круг. Стать своим. А став своим, ты уже необъективен. Круг замыкается.
Боюсь, никто не в состоянии дать четкое определение "богеме". Кто-то это выдумал, может быть, для того, чтобы отделить "творца" от "ловца".
 
- Дядя Вова, ты - карел. Насколько для тебя важно, знают ли карельский язык министр культуры, председатель госкомитета по вопросам национальной политики, губернатор Карелии. Бывшему министру культуры Г.Брун всё время вменяли в вину незнание карельского языка. С 2002 по 2010 год Галина Тойвовна занимала эту должность, но так и не удосужилась за 8 лет выучить язык титульной нации региона. В чём тут дело?

- Обычное дело для советского и постсовецкого периода нашей истории - ассимиляция. Судя по отчеству Галины Брун, ее отец Тойво, или финн или карел, скорее всего, знал свой язык. То поколение еще не утратило родного языка.
Мой отец был карелом и прекрасно владел карельским (северный диалект) и финским языками, но я не слышал, чтобы он их использовал в быту. Всегда же он слушал передачи по радио и по национальному телевидению, читал финские книги. Своим детям родной язык он не передал - в генной памяти что-то осталось. И я знаю массу примеров, где языковая среда, скажем русская, губительным образом влияет на национальный язык. Процесс ассимиляции каелов продолжается, где в семьях, как правило, бытует русский язык и сложно себе представить, что этот процесс когда-нибудь может прекратиться. Случись, что государство перестанет финансировать проекты, созданные для сохранения национальных языков - гибель таковых неизбежна. Чиновники, как никто, это понимают, кроме того, зачем же мучиться, изучать язык, так как он (она) сегодня министр культуры или комитета по нац. политике - завтра будет заведовать рыбным хозяйством или чем-нибудь в этом роде.
Язык естественным образом должен сохраняться в своей языковой среде и это очевидно, как и очевидно то, что это невозможно в условиях миграционных процессов, происходящих у нас. Это уже геополитика и не в наших силах ее изменить.
Но нужно хотя бы пытаться что-то делать. Скажем, в национальном комитете общение на родном языке было бы уместно. Или в редакциях национальных СМИ, но там этого не наблюдается.
 
- На мой взгляд, бывшее министерство по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, а ныне госкомитет давно пора упразднить. Я не вижу никакой пользы от его существования. А вот финансов на него тратится не меряно. Кроме того, это, по-моему, единственное министерство, которое не проверялось правоохранительными органами на предмет хищения средств, а деньги там крутились немаленькие. Не возьму в толк, почему так! Ты согласен со мной?

- Нет, не согласен.
Не стоит упразднять национальный комитет из-за перекосов в его работе. При Ахтиеве, например, практически любой вопрос можно было там решить. Не будь этого комитета, куда пойдешь с проблемами, связанными с национальной культурой? В министерство культуры? Оно не поможет - проверено. Что же касается финансовой стороны дела, то я не располагаю сведениями, хотя долгое время крутился в журналистской среде, близкой к этим кругам. Правда издательство "Периодика", целиком находящееся в ведении комитета по национальной политике и со своей рентабельностью давно бы по миру пошло окажись оно на "свободных хлебах", из года в год все хорошеет. С чего бы это? Хороших спецов там по пальцам сосчитать можно, продукция их весьма низкого качества, реализации нет, процветает откровенное делитанство. Время от времени проводится чистка своих рядов, так называемое "сокращение штатов", после чего появляются новые люди "из своих". Директорские секретари вдруг становятся главными редакторами изданий (!?). Что можно ожидать от такого редактора? Зажимаются премии честно заслуженные, например, на конкурсе "Книга года РК". Создаются интриги, судебные процессы, только для того, чтобы устранить нежелательное лицо из своей среды, облив его грязью, не найдя других причин для увольнения. Такова кадровая политика этого издательства, призванного развивать национальную культуру и поддерживать ее деятелей.
Мне кажется, именно здесь "собака порыта", как бы сказал Горбачев и именно здесь могут быть злоупотребления. 
 
 - Богатые и искусство?

- С определением "богатый" ассоциируются самые низменные пороки человека, во всяком случае, российского. Прежде всего, алчность, далее; бесстыдство, грубость, хамство, лицемерие. Бывшая "комса", которая "втирала" нам про "светлые идеалы коммунизма", сегодня приобрела вместе со статусом "новый русский" леса, недра, недвижимость, которую, кстати, мы и строили. "Комса" только сотрясала воздух пустой болтовней. Из кого состояла "комса"? Из самых скользких, лживых и беззастенчивых людей, делающих свою карьеру на нас же. И сегодня они у руля. Из своей обоймы они не выпадут - держатся друг за друга, что называется, вор на воре, вором погоняет. Так за что же их либить? За то, что они вырубают наши леса, качают недра, разрушают культуру, дабы насытиться, нажраться от пуза? Да, ладно бы наелись, так еще и впрок гребут и все мало, мало, мало. И виллы на Канарах, и гостиницы в Маями, и яхты, и клубы, ну куда вам все это, ребята? В могилу не заберете - там мы все наравне будем, и нищий и богатый. Человек богатый духовно и человек богатый материально - это, на сегодняшний день, два взаимоотторгающих полюса. Нам нужно не менее столетия, чтобы произошла не одна смена поколений для объединения духовного и материального при условии соблюдения общечеловеческих ценностей. Вероятно, тогда и возродится меценатство, так необходимое для нашей культуры, некогда уничтоженное большевиками, породившими уродливое явление под названием "новый русский".
"Новый русский" - это негатив, поразивший всю Россию, дремавший с известного переворота и возродившися в смутные 90-е годы, состоящий из "комсы", откровенных бандитов "братков", представителей власти (нечистоплотных чиновников и депутатов). Как правило, эти люди далеки от культуры и на культуру они не будут тратиться. Только личный интерес движет ими. За что же их любить?
Просмотров: 702 | Добавил: Billiozz | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2  
smile

1  
С дядей Вовой, я познакомился недавно, гораздо раньше с его творчеством. От работ этого художника сложно оторваться, будучи подростком, я часами мог рассматривать выполненные им иллюстрации к детским изданиям. Я поклонник творчества дяди Вовы, и наверное не могу быть объективным в своих комментариях, но во многом согласен с ним. Карелам в Карелии живётся не просто, впрочем это не новость. cool

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

"Не люблю богатых"

.


 
Издательство ООО "ЖУРЕКС" --- Петрозаводск--- © 2017